Катастрофа самолета под Тюменью: что сказали очевидцы?

Очевидцы сообщают, что незадолго до падения самолета под Тюменью из обоих двигателей шел дым, сообщил представитель ГУМВД по Тюменской области на заседании оперативного штаба при губернаторе региона.

Самолет ATR-72 авиакомпании "ЮТэйр", выполнявший рейс Тюмень - Сургут, упал в понедельник при взлете из аэропорта Тюмени в 05.50 мск. По предварительным данным, на борту находились 43 человека - 39 пассажиров и четверо членов экипажа. По последним данным, погиб 31 человек, 12 пострадали.

"Из близлежащих деревень был найден один из очевидцев, который рассказал, что видел, как из двух моторов повалил дым, и самолет накренило влево", - сказал представитель ГУМВД.

Тела всех погибших при крушении пассажирского самолета ATR-72 под Тюменью доставлены в морги города, сообщил РИА Новости представитель регионального главка МЧС РФ.

По информации председателя комиссии по расследованию авиационного происшествия с самолетом АТR-72 № VP-BYZ авиакомпании "ЮТэйр" обнаруженные на месте авиационного происшествия бортовые параметрический и звуковой самописцы установленным порядком направляются в Межгосударственный авиационный комитет.

Ранее представитель уральского управления СКР на транспорте на совещании оперативного штаба сообщил, что "черные ящики" самолета найдены и находятся в хорошем состоянии.

Эксперты и интернет-пользователи перечисляют возможные причины авиакатастрофы самолета ATR-72 под Тюменью, случившейся 2 апреля. Они оценивают как предварительные версии причин катастрофы, озвученные Следственным комитетом, так и мнения участников интернет-форумов.

"ATR-72 относится к классу региональных воздушных судов. Он рассчитан на перевозку примерно 70 пассажиров", - рассказал РИА Новости глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. Аналогом ATR-72 могут быть российские самолеты АН-24 и АН-140.

Уголовное дело о крушении самолета возбуждено по части 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).

Следствие считает приоритетными несколько версий причин авиакатастрофы под Тюменью: ошибка пилотирования и техническая неисправность. Кроме того, среди рассматриваемых следствием приоритетных версий - ошибка наземных служб.

По версии очевидцев, дело все же в технической неисправности самолета.

Возраст не помеха

Самолеты ATR-72 начали летать с 1988 года. Было изготовлено более 400 бортов, и с четырнадцатью из них произошли неприятные инциденты.

Возраст самолета вряд ли может быть причиной аварии: даже первым машинам сейчас не более 24 лет. Разбившемуся под Тюменью лайнеру было двадцать лет.
"Нормальный срок эксплуатации для каждого самолета индивидуален и зависит от режима его эксплуатации, но это примерно 30-40 лет", - говорил РИА Новости главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. В процессе эксплуатации агрегаты, системы и двигатели, которые вырабатывают ресурс, заменяются, пояснял эксперт правила эксплуатации воздушных судов.

Плановые ремонты производятся регулярно, как только самолет налетает определенное количество часов. Для каждого типа самолетов в сертификате эксплуатанта (официальный документ, разрешающий осуществление воздушных перевозок) есть соответствующие записи, которые делают сертификационные органы, то есть Межгосударственный авиационный комитет (МАК).

Последнее серьезное техническое обслуживание разбившийся лайнер прошел в Германии в 2010 году, а плановое - в Тюмени два месяца назад.

Интернет-пользователи включились в расследование

Официальные причины катастрофы будут названы не скоро. Но на авиационных форумах специалисты и пассажиры делятся впечатлениями от полетов на этом типе самолетов.
Одной из возможных причин катастрофы форумчане называют обледенение крыла. В октябре 1994 года в США, в январе 1995 года на Тайване и в ноябре 2010 года на Кубе ATR-72 потерпели катастрофу именно из-за обледенения и, как следствие, потери управления самолета.

"В конструкции отсутствует гидроусилитель в канале управления элеронами. При срыве потока, возникающего в результате нарушения аэродинамики при обледенении на конце крыла (там расположен элерон), элерон без всяких предупреждений резко задирается, - пишет один из гостей форума в ветке, посвященной катастрофе ATR 72 в Тюмени. - Усилие на штурвале в таком случае превышает 100 кг. Американские авиакомпании после нескольких катастроф, серии аварийных ситуаций, раскаяний по поводу сертификации данного детища французов, перевели эти самолеты на южные рейсы, подальше от условий обледенения".

Сертификат как гарантия

"Возможно, анализ авиационных происшествий предыдущих лет позволяет сделать и такие выводы, - комментирует Пантелеев версию обледенения. - Но судно было сертифицировано авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета (МАК) с учетом тех непростых условий эксплуатации, которые имеются в РФ, в том числе и с точки зрения интенсивности обледенений и возможности работы в условиях отрицательных температур". Самолет проходил испытание в Якутске при глубоко отрицательных температурах и получил необходимые заключения, вспоминает он.

"Если самолет сертифицирован страной-производителем и страной, его эксплуатирующей, значит он пригоден и безопасен", - пояснил РИА Новости президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта "Партнер гражданской авиации", заслуженный пилот СССР и экс-замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов. Первыми после производителей-французов этот самолет, кстати, сертифицировали американцы в 1989 году, "что говорит о многом - ведь они и сами производят самолеты", отметил эксперт.

Еще одним аргументом, спорящим с версией обледенения, являются данные о погоде. На фотографиях с места происшествия видно, что на момент съемки стоит ясная погода, что в принципе не сопутствует обледенению, отметил Пантелеев. Температура была примерно ноль градусов. "Вопрос, конечно, не в температуре, а во влажности, наличии атмосферных осадков, - рассуждает Пантелеев. - Нельзя полностью исключать эту версию, но, судя по всему, очень интенсивного образования льда не должно было происходить".

Самописцы ответят на все вопросы

Окончательный ответ о причинах падения лайнера дадут данные с бортовых самописцев, которые уже найдены в удовлетворительном состоянии, сказали эксперты.

Вообще предположений о причинах авиакатастрофы может быть сколько угодно, но в данном случае их число можно значительно сузить, говорит Смирнов.

"Дело в том, что основное количество катастроф происходит на этапе захода на посадку и при посадке. Катастрофа на взлете - это очень редкий случай", - подчеркнул он. В первую очередь нужно проверить несколько версий: состояние материальной части (то есть самого самолета), метеоусловия и исключить версию взлета на самолете, который не был защищен от обледенения специальными жидкостями.

Олег Смирнов особо подчеркивает высокую скорость произошедшего: "Экипаж даже не передал на землю какой-то радиосигнал". Так бывает при отказе оборудования, при ударе молнии либо при неких неожиданных обстоятельствах, в том числе и при обледенении самолета.

Эксперты подчеркивают, что в 2011 году Россия стала чемпионом мира по авиакатастрофам. Но в 2012 году самолеты снова падают. "Это говорит о том, что никакого эффекта от мероприятий по повышению безопасности полетов в стране не произошло", - говорит Олег Смирнов.

РИА Новости

02/04/2012 16:35