Новости


архив новостей
 

Законодательное собрание Ленобласти

17:42 20.03.2012

СЕЛЬЦО СТАНЕТ АГРАРНЫМ ИННОВАЦИОННЫМ ЦЕНТРОМ

Отечественную науку можно смело назвать «кузницей идей». В том числе, в аграрной сфере. Однако, многие передовые разработки находят свое воплощение отнюдь не в нашей стране, а за рубежом, возвращаясь к российским аграриям уже в виде техники и оборудования импортного производства. Для решения проблемы власти Ленинградской области создали «Агробизнестехнопарк», призванный стать площадкой по внедрению и продвижению инноваций в АПК.

На сегодня у предприятия есть некоторые успехи, но в целом оно могло бы работать гораздо эффективнее. Что для этого нужно сделать? Этот вопрос стал одним из центральных пунктов состоявшегося 14 марта выездного заседания постоянной комиссии по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Заксобрания Ленобласти.

Выездное заседание комиссии проходило на территории Тосненского района. Первой точкой поездки стала дер.Андрианово, где расположена усадьба Марьино.

Марьино являет собой уникальный (и, увы, пока единичный) пример сотрудничества государства и частных инвесторов в деле сохранения памятников истории и архитектуры. Как и многие другие усадьбы, брошенные в период перестройки, ее ждала незавидная участь… Строгановский дворец – творение зодчих XVIII века – к началу «двухтысячных» постепенно превращался в руины, а парк зарастал бурьяном.

Все изменилось с приходом инвесторов, которые на свои средства восстановили усадьбу, вернув ей былое великолепие. Особенно важно, что перейдя в частное владение Марьино не перестало быть народным достоянием! В здании дворца устроены музей и небольшая гостиница, проводятся литературно-музыкальные вечера, в которых участвуют известные деятели культуры.

Следующим пунктом поездки стал пос.Сельцо. Здесь депутаты аграрной комиссии осмотрели комплекс зданий бывшего ПТУ, переданный в собственность «Агробизнестехнопарк Ленобласть», а затем провели заседание в офисе животноводческого хозяйства ЗАО «Агротехника».

Вопрос регистрации имущественных прав предприятия на здания бывшего ПТУ «тормозится» федеральными структурами, сообщил гендиректор «Агробизнестехнопарка ЛО» Николай Широков. Из-за этого не удается реализовать проект по созданию аграрного инновационного центра, в состав которого войдут учебные аудитории, лаборатории, опытное производство, бизнес-инкубатор, машинно-технологический комплекс и для специалистов из других регионов.

Ректор аграрного университета Виктор Ефимов выступил с инициативой о реализации на базе вуза проекта «Агрополис Северо-Запад», который (в случае поддержки федеральными властями) позволит дать импульс развития сельским территориям всего Северо-Запада. В рамках проекта «Агробизнестехнопарк», по мнению ученого, мог бы выступить в роли испытательного полигона.

По итогам обсуждения депутаты приняли ряд рекомендаций. В частности, было решено рекомендовать КУГИ области рассмотреть вопрос об увеличении срока аренды полей (находящихся в краткосрочной аренде у технопарка) до 25 лет. А комитету по АПК – продолжить разработку программы по работе с отходами сельхозпроизводства.

Итоги заседания прокомментировал председатель профильной комиссии ЗакСа Ленобласти Иван Хабаров:

– Сегодня наша постоянная комиссия провела выездное заседание в пос.Сельцо Тосненского района. Главным пунктом повестки дня стал вопрос о положении дел и перспективах развития «Агробизнестехнопарка». Предприятие было создано несколько лет назад Правительством области для продвижения и внедрения инновационных технологий, но существенных результатов, к сожалению, пока нет.

В пос.Сельцо мы осмотрели комплекс бывшего профтехучилища. Конечно, для того чтобы превратить его в современный инновационный центр, необходимо завершить оформление зданий в собственность технопарка и провести ремонт и переоснащение корпусов, решить ряд других организационных и финансовых вопросов.

В округе работают сильные хозяйства, которым нужны современные технологии. В том числе, по утилизации навоза, выработки тепловой и электроэнергии из биогаза, и так далее. Фермерским и крестьянским хозяйствам необходимы консультационные услуги, а также сельхозтехника Центра – для выполнения агротехнических мероприятий. Полагаю, что объединенными усилиями мы сможем создать условия для развития «Агробизнестехнопарка» в эффективный центр аграрных инноваций.

На вопросы «Вестей» ответил депутат ЗакСа Ленобласти Виктор Захаров:

– Искренне рад, что первое выездное заседание аграрной комиссии Заксобрания Ленобласти пятого созыва прошло на земле именно Любанского городского поселения, жители которого на декабрьских выборах доверили мне депутатский мандат!

Аграрная отрасль имеет очень большое значение для нашего муниципального образования. Ведь здесь работают такие успешные хозяйства, как «Агротехника» и «Любань». Уверен, что решения профильной депутатской комиссии будут способствовать развитию сельского хозяйства и в нашем, и в других районах области.

Виктор Валентинович! Насколько известно, у вас есть свое видение дальнейшей судьбы зданий бывшего ПТУ в пос.Сельцо.

– Действительно, это большой комплекс зданий, который включает учебный корпус, просторный спортзал, борцовский и тренажерный залы, стрелковый тир, столовую. Едва ли все эти помещения нужны «Агробизнестехнопарку»! Считаю, что их следует использовать под размещение школы высшего спортивного мастерства, которой, увы, пока нет в Ленинградской области.

Сегодня детям-спортсменам по достижении юношеского возраста приходится покидать область и оттачивать свое мастерство в спортивных школах Северной столицы. Получается, что Ленинградская область вложила в их подготовку труд тренеров и средства бюджета, а лавры пожинает другой субъект РФ. Полагаю, что эту ситуацию следует исправлять.

В пользу размещения школы высшего спортивного мастерства именно в Сельце говорит и то, что рядом со зданиями бывшего ПТУ находятся достаточно серьезный спорткомплекс с плавательным бассейном, открытый стадион и футбольное поле. Также отмечу, что здесь работает профессиональный коллектив тренеров и врачей, следящих за здоровьем спортсменов. В Сельце ежегодно проводится областные соревнования, а занимающиеся в секциях рукопашного боя, лыжных гонок, биатлона и плавания спортсмены неоднократно отстаивали престиж Ленинградской области на состязаниях всероссийского уровня.

Дмитрий Холостов


* * *

17:39 20.03.2012

ДЕПУТАТЫ ОБСУДИЛИ ИТОГИ ВЫБОРОВ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

15 марта депутаты Законодательного собрания Ленинградской области провели круглый стол на тему «Итоги выборного цикла 2011-2012».

Выступая перед собравшимися, Александр Худилайнен отметил, что российское общество сильно изменилось. «Прежде всего, значительно возросла активность молодежи. Если раньше политологи и социологи сетовали на аполитичность молодых избирателей, то сегодня именно эта группа населения наиболее активно выражает свою политическую волю», - отметил спикер.

Активность избирателей региона на выборах президента в марте 2012 составила 63,24%. По словам Владимира Журавлева, это примерно соответствует результатам 2008 года, когда в президентских выборах приняло участие 63,68% граждан области. Обратив внимание собравшихся на то, что на выборах 4 марта было гораздо меньше нарушений, чем на выборах 4 декабря 2011 года, он подробно рассказал о принимавшихся для этого мерах.

На президентских выборах Владимир Путин одержал убедительную победу, которую признали все независимые наблюдатели (в том числе, традиционно недружелюбные по отношению к России). Теперь перед ним стоит очень непростая задача – реализовать запрос российского общества на обновление страны, отметил Станислав Еремеев.

Говоря о политической ситуации в России нельзя забывать о международном положении, подчеркнула председатель регионального отделения общественной организации «Союз пенсионеров России» Надежда Шумейко. Усиление напряженности на Ближнем Востоке может привести к глобальной войне. В этой непростой обстановке российскому обществу особенно важно приложить все усилия, чтобы сохранять в стране стабильность и гражданский мир.

Можно только приветствовать, что люди снова начали активно выходить на митинги, что молодежь стала участвовать в общественной и политической жизни страны, отметил депутат Юрий Олейник (ЛДПР). Однако подход некоторых самопровозглашенных «лидеров», которые постоянно пытаются «столкнуть лбами» людей, придерживающихся различных взглядов, совершенно неприемлем.

Выходя на митинги, следует предметно говорить о том, что не нравится в современной жизни и каким образом это хотелось бы изменить. Только в этом случае возможен конструктивный диалог, уверен Юрий Олейник.

Комментируя по просьбе «Вестей» итоги круглого стола, депутат Людмила Тептина («Единая Россия») отметила:

– Декабрьские митинги оппозиции «всколыхнули» ту часть населения, которая в иной ситуации, возможно, проигнорировала бы выборы. Избиратели острее прочувствовали, что в сложившейся ситуации выбор главы государства – это, действительно, судьбоносный выбор для всей страны и каждого гражданина в отдельности, и захотели лично принять участие в голосовании, проявили свою гражданскую ответственность.

Сейчас в России идет становление гражданского общества, и власти необходимо прислушиваться ко всем конструктивным предложениям политических партий, общественных организаций и движений. Со своей стороны власть готова к такому диалогу, и уже сам подход к проведению президентских выборов – от установки веб-камер и прозрачных урн до гражданского контроля в лице многочисленных наблюдателей на всех избирательных участках – это наглядно продемонстрировал.

Дмитрий Холостов


* * *

14:29 19.03.2012

КАК ВЕРНУТЬ ЗЕМЛЮ КРЕСТЬЯНАМ?

Развитие сельского хозяйства «тормозит» отсутствие четких правовых норм, позволяющих изымать неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения. К такому выводу пришли участники «круглого стола», который 12 марта провела постоянная комиссия по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Заксобрания Ленобласти.

Земельная реформа продолжается в России уже два десятилетия, но один из ключевых вопросов – как передать землю тем, кто готов работать на ней? – пока еще до конца не решен, отметил Иван Хабаров, открывая заседание «круглого стола».

В Ленинградской области общее количество земель сельскохозяйственного назначения составляет 620 тыс. га. В том числе, 361 тыс. га пахотных земель. Однако, согласно данным комитета по АПК Ленобласти, для нужд сельского хозяйства используется не более 244 тыс. га сельхозугодий.

Более половины всех земель сельхозназначения принадлежат гражданам или организациям, которые отнюдь не спешат использовать их по прямому назначению. В принципе, законодательство позволяет изымать такие сельхозугодья в государственную или муниципальную собственность. Но реализовать эти механизмы на практике крайне сложно… По крайней мере, большинство дел по изъятию земель в судебном порядке было проиграно.

Основная причина «пробуксовки» законов заключается в том, что подзаконные нормативно-правовые акты недостаточно четко определяют признаки того, что земля действительно не используется. Кроме того, для изъятия земли (право собственности на которую зачастую существует лишь в виде паев на участки, условно выделенные в общем земельном массиве) необходимо выполнить целый ряд затратных процедур, включающих межевание и выделение этих участков на натуре, постановку на кадастровый учет.

Вместе с тем, проблема возвращения земель в сельхозоборот стоит очень остро. Без должного ухода, мелиорации, внесения удобрений почва постепенно деградирует, зарастает кустарником и деревьями. Поэтому, по мнению Сергея Яхнюка, главным критерием неиспользования сельхозземель могло бы стать отсутствие подтвержденных вложений в сохранение ее плодородных свойств.

Депутат ЗакСа Никита Мельников внес предложение присвоить всем неиспользуемым и невыделенным на натуре участкам сельхозземель условные кадастровые номера и взимать с их владельцев земельный налог по повышенной ставке. Необходимо прекратить куплю-продажу земельных паев и все неоформленные сельхозугодья изъять в собственность муниципальных образований, высказал мнение депутат ЗакСа Александр Трафимов.

По итогам заседания был принят ряд рекомендаций. В частности, Леноблкомимущества предложено разработать ведомственную программу по оформлению невостребованных земельных долей и оказать муниципальным образованиям финансовую помощь из областного бюджета на производство работ по переводу этих долей в земельные участки. КУГИ также предложено разработать для органов МСУ методические рекомендации по реализации 435-го федерального закона.

Специально для «Вестей» председатель профильной комиссии Иван Хабаров подвел итоги круглого стола:

– Ленинградская область имеет очень хорошие результаты в сфере аграрного производства. Однако, чтобы реализовать потенциал развития областного АПК и обеспечить дальнейший рост производства сельхозпродукции необходимо решить вопрос с предоставлением хозяйствам новых пахотных земель.

Участники круглого стола высказали целый ряд предложений и замечаний, связанных с правовым регулированием в сфере земельных отношений. В связи с этим мы приняли решение о создании рабочей группы, в состав которой войдут депутаты Законодательного собрания и специалисты Правительства Ленинградской области. Рабочей группе предстоит рассмотреть все предложения, которые высказывались на круглом столе и подготовить проекты поправок к региональным и федеральным законам.

Мы также планируем обратиться к Губернатору В.П.Сердюкову с предложением о выделении бюджетных средств на выкуп сельхозземель в муниципальную или государственную собственность, которая будет передаваться на правах аренды сельхозтоваропроизводителям. Кроме того, поскольку федеральное законодательство передало обширные права в сфере земельных отношений муниципальным образованиям, считаем необходимым организовать процесс обучения специалистов органов местного самоуправления работе с землей.

Дмитрий Холостов


* * *

15:28 11.03.2012

ОБЛАСТНОЙ ПАРЛАМЕНТ РАССТАВЛЯЕТ ПРИОРИТЕТЫ

Одной из ключевых задач областного парламента является совершенствование законодательства в отношении местного самоуправления. Прежде всего, в вопросах финансового обеспечения всего спектра полномочий, переданных на уровень муниципальных образований. Только укрепив финансовую базу системы местного самоуправления, можно существенно повысить качество жизни населения, уверен председатель Законодательного собрания Ленинградской области Александр Худилайнен. Подробнее об этом он рассказал в своем интервью «Леноблинформу».

ПЕРВЫЕ ИТОГИ ПЯТОГО СОЗЫВА

– Александр Петрович! Прошло уже три месяца с того момента, как ЗакС Ленобласти 5-го созыва приступил к работе. Вероятно, уже можно подвести первые итоги?

– Действительно, Законодательное собрание Ленинградской области пятого созыва буквально с первых же шагов смогло продемонстрировать свою эффективность и работоспособность. В течение декабря мы в полном составе провели целый ряд пленарных заседаний, на которых помимо организационных вопросов был принят целый ряд законодательных и иных решений.

В этом году областной парламент продолжает работу в нормальном, плановом режиме. В январе­феврале депутатский корпус уже успел рассмотреть, скорректировать и принять довольно емкий «пакет» новых областных законов, затрагивающих самые различные сферы жизни региона.

Однако, если говорить о самом депутатском корпусе, то мне хотелось бы подчеркнуть, что 4 декабря 2011 года жители Ленинградской области избрали в состав областного парламента действительно ярких, неординарных людей, которых смело назвать состоявшимися как в личностном, так и профессиональном, общественно­политическом плане.

В законодательный орган Ленобласти пятого созыва вошли представители корпуса муниципальных руководителей, бизнес-сообщества, социальной сферы, агропромышленного комплекса, общественных организаций. При этом двадцать четыре депутата из пятидесяти пришли в ЗакС из прежних созывов. Конечно, их участие в работе особенно важно для всех нас. Ведь это люди, уже имеющие опыт и навыки законотворчества.

Впрочем, и другие депутаты, впервые избранные в областной ЗакС, далеко не дилетанты. Причем не только как специалисты в своих отраслях, но и как руководители, организаторы, общественные деятели.

Говорю это, основываясь еще и на личном опыте. Благодаря многолетнему опыту работы в системе местного самоуправления на посту главы администрации Гатчинского района и председателя Ассоциации муниципальных образований Ленобласти, мне удалось достаточно быстро освоить новую для меня сферу парламентской деятельности. Большую помощь оказали и коллеги­депутаты, которые помогали и помогают мне разбираться в различных нюансах работы областного ЗакСа.

Главным итогом прошедших трех месяцев я считаю то, что сегодня наш депутатский корпус – слаженная команда, работающая на благо Ленинградской области и ее жителей.

ОТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ К РЕШЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ

– Какие наиболее значимые законы были приняты на парламентских сессиях, какие вопросы удалось конструктивно рассмотреть?

– Отмечу сразу, что такие «эпохальные» документы, как например областной закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области», нашим созывом пока не принимались. Напомню, что именно этот закон, принятый областным парламентом несколько лет назад, обеспечил приток инвестиций в экономику региона. Тем самым были заложены основы для создания в Ленобласти новых промышленных предприятий различных отраслей, открытия новых рабочих мест, стабильного наполнения доходной части областного бюджета.

Вместе с тем, за минувшие три месяца работы депутаты ЗакСа действующего пятого созыва также внесли определенный вклад в развитие экономики Ленинградской области. На одном из последних заседаний мы рассмотрели и приняли закон «О ставке налога на прибыль для организаций, состоящих на учете в налоговых органах на территории Лодейнопольского и Подпорожского муниципальных районов».

Суть нового закона заключается во введении дополнительного механизма поддержки экономики северо-восточных территорий области, которые пока остаются глубоко дотационными. Предусмотрев снижение с 18% до 13,5% ставки по налогу на прибыль организаций, мы рассчитываем, что это позволит предприятиям Лодейнопольского и Подпорожского районов вложить высвободившиеся средства в расширение производства, модернизацию оборудования, создание новых рабочих мест.

По предложению вице-спикера областного парламента Сергея Михайловича Бебенина, депутаты приняли поправку, согласно которой предприятия Лодейнопольского и Подпорожского районов могут платить налог на прибыль по пониженной ставке уже с 1 января текущего года.

Одну из первых внеочередных сессий ЗакСа мы посвятили проблемам реализации полномочий в сфере здравоохранения. Дело в том, что в ноябре 2011 года был принят федеральный закон, который передал полномочия по здравоохранению с 1 января 2012 года в ведение субъектов РФ. Но поскольку в Ленинградской области выстроена достаточно эффективная система здравоохранения, работающая через муниципальные образования, было принято решение ее сохранить.

В связи с этим мы приняли областной закон, делегирующий муниципалитетам полномочия по оказанию медицинской помощи населению. То есть документ, по сути восстанавливающий «статус-кво». Были внесены изменения и в некоторые другие законодательные акты. В результате система здравоохранения Ленинградской области смогла продолжить работу в прежнем режиме – без каких­либо сбоев, которые почти неизбежно произошли бы в ходе столь кардинальных изменений и реформ, предложенных федеральными законодателями.

Также добавлю, что как и в предыдущие годы областной бюджет продолжает оказывать поддержку муниципальным образованиям в реализации программ модернизации и укрепления материально­технической базы медицинских учреждений. Уже в этом году Заксобрание внесло изменения в закон «Об областном бюджете­2012», что позволило дополнительно выделить около 2,3 млрд рублей на оказание дополнительной медицинской помощи населению, денежные выплаты персоналу фельдшерско­акушерских пунктов и «Скорой помощи», приобретение оборудования, предоставление льготных лекарств и диагностических услуг.

Хотел бы подчеркнуть, что депутатский корпус областного ЗакСа всегда с особым вниманием относится к принятию законодательных мер по поддержке муниципальных образований в реализации местных полномочий. Вне зависимости от своих политических взглядов и принадлежности к той или иной парламентской фракции практически все депутаты голосуют за принятие новых законов и законодательных инициатив, направленных на развитие местного самоуправления.

Много внимания уделяется повышению социальной защищенности отдельных категорий граждан. Недавно мы приняли «пакет» областных законов, предусматривающих дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми, многодетных семей, беременных женщин и кормящих матерей.

Конечно, сам размер пособий пока еще оставляет «желать лучшего»… И, безусловно, хотелось бы предоставить социальную поддержку семьям с детьми в большем объеме. Однако, исходя из реальных возможностей бюджета Ленинградской области, сделать это можно только поэтапно, шаг за шагом.

Тем более, что одновременно с принятием «пакета» социальных законов мы внесли корректировки в областной бюджет-2012 по увеличению ассигнований на здравоохранение и ряд других социальных отраслей. Это уже привело к некоторому увеличению бюджетного дефицита. Таким образом, область сможет взять на себя дополнительные расходные обязательства только в том случае, если удастся обеспечить наполнение доходной части бюджета в большем объеме.

«ОБЛАСТНОЙ ЗАКС – ЭТО КОЛЛЕКТИВ ПРОФЕССИОНАЛОВ»

– С точки зрения стороннего наблюдателя, в областном ЗакСе нынешнего созыва стали более острыми именно политические дискуссии между депутатами различных партий. На ваш взгляд, это не мешает конструктивной работе ЗакСа? Как удается находить обоюдные решения по спорным вопросам?

– Депутатский корпус Законодательного собрания Ленинградской области состоит из 50 человек. Каждый из нас, депутатов областного ЗакСа, имеет свой характер, свою жизненную и политическую позицию, обладает достаточно богатым профессиональным опытом работы в различных отраслях и общественной деятельности. И не случайно жители Ленинградской области на выборах 4 декабря 2011 года доверили нам представлять их интересы в областном парламенте.

Словом, депутатский корпус – это большой профессиональный коллектив, в котором не могут не возникать споры и острые дискуссии по самым различным вопросам жизни региона. Полагаю, что иначе и быть не может. Ведь даже в самой дружной семье, в самом слаженном, годами формировавшемся коллективе время от времени возникают противоречия.

Поэтому самое главное заключается в том, чтобы все возникающие проблемы решались исключительно на основе стремления к обоюдному компромиссу. Именно это стремление органично присуще и нашему пятому созыву областного ЗакСа. Придерживаясь собственных политических взглядов и основываясь на своем профессиональном опыте, депутаты всегда принимают решения, исходя из интересов своих избирателей – жителей Ленинградской области.

Как и предыдущим созывам ЗакСа, действующему депутатскому корпусу чуждо «оголтелое политиканство», когда спор идет исключительно ради спора, ради «пиара» перед телекамерами. Благодаря этому все обсуждаемые нами вопросы остаются в практической плоскости. Даже политизированные дискуссии не мешают депутатам ЗакСа разрабатывать, корректировать и принимать законы, направленные на развитие экономики и социальной сферы Ленинградской области, повышение уровня благосостояния и социальной защищенности наших граждан.

Сегодня мы определяем те направления деятельности областного парламента, которые станут на ближайший период приоритетными в нашей работе. С учетом этого мы скорректируем план законотворческой работы. В число этих направлений, безусловно, войдут вопросы, связанные с развитием социальной сферы, здравоохранения, жилищно­коммунального хозяйства, благоустройства территорий. В целом, «корабль» Законодательного собрания Ленобласти уверенно идет и, полагаю, эффективность его работы будет возрастать день ото дня.

– Как строится работа ЗакСа с депутатским корпусом муниципальных образований? Какие задачи вы ставите в развитии этого сотрудничества?

– Взаимодействие с органами местного самоуправления традиционно является важным направлением в работе областного парламента.

Местное самоуправление – это тот уровень власти, который ближе всего к населению, к повседневным заботам и проблемам жителей городов и поселков нашего региона. Поэтому для нас очень важно знать мнение корпуса муниципальных руководителей в отношении тех законов, которые рассматриваются и принимаются ЗакСом. Особенно если эти документы так или иначе затрагивают вопросы, находящиеся в ведении муниципалитетов.

В связи с этим хотел бы особо отметить Ассоциацию муниципальных образований Ленинградской области. Из года в год Совет Ассоциации проводит большую работу по рассмотрению областных законопроектов, внесению предложений и законодательных инициатив. Уверен, что взаимодействие областного ЗакСа с Советом МО, председателем президиума которого сегодня избран глава администрации города Сосновый Бор Дмитрий Витальевич Пуляевский, будет успешно развиваться.

Среди других направлений взаимодействия представительных органов регионального и муниципального уровней Ленинградской области можно отметить «Муниципальную школу».

МСУ ЖИВЕТ НАДЕЖДОЙ

– Александр Петрович, на ваш взгляд, что необходимо сделать для повышения эффективности местного самоуправления?

– Одной из ключевых задач сегодняшнего дня является улучшение качества работы муниципального сообщества. Именно от этого напрямую зависит качество жизни населения. Поэтому, найдя системное решение проблем, связанных с недостаточной эффективностью работы МСУ, мы сможем одновременно решить целый комплекс проблем, с которыми люди – наши избиратели – сталкиваются в своей повседневной жизни.

Итак, что же препятствует муниципалитетам лучше исполнять свои обязанности? Прежде всего, отсутствие финансовых ресурсов в муниципальных и поселенческих бюджетах на решение вопросов местного значения.

Нередко жителям кажется, что их муниципалитет или глава поселения просто не хочет работать! К сожалению, в некоторых случаях так и есть… Но гораздо чаще возникает такая ситуация, что бюджетных средств хватает только на финансирование жизненно-важных вопросов. Например, обеспечение работы котельной, ремонт аварийных коммуникаций или крыш. При этом денег на благоустройство территории или косметический ремонт уже просто не остается.

Дело в том, что за последние годы органам МСУ передали обширные полномочия (и, соответственно, обязанности по их исполнению), «забыв» подкрепить их финансами. И зачастую именно нехватка средств приводит к тому, что жители остаются не удовлетворены тем, как в их городах и поселках ведутся работы по содержанию дорог и улиц, как работают предприятия ЖКХ и медицинские учреждения, что не хватает мест в детских садах… Поэтому, если мы не сможем кардинально изменить эту ситуацию, то все негативные явления, вызывающие справедливые нарекания населения, будут только усугубляться.

Внушает оптимизм то, что сегодня на самом высоком государственном уровне признается, что органы местного самоуправления могут и должны работать эффективнее. В 2011 году данная проблематика всесторонне рассматривалась двумя специально созданными на федеральном уровне рабочими группами. Одна из них, под руководством полпреда Президента в Северо­Кавказском федеральном округе А.Г. Хлопонина, прорабатывала вопросы изменения межбюджетных отношений. Другая, под руководством вице-премьера Д.Н. Козака – юридическими вопросами изменения правоотношений между федеральным центром, субъектами РФ и местным самоуправлением.

Можно ожидать, что выводы этих рабочих групп лягут в основу новых корректировок федерального законодательства, которые (не сомневаюсь!) будут направлены на расширение налоговой базы МСУ. По всей видимости, на уровень муниципалитетов будут переданы все налоги, поступающие в бюджетную систему от малого бизнеса. В зависимости от того, как будут меняться межбюджетные отношения, мы сможем скорректировать областное законодательство в интересах муниципалитетов и, соответственно, жителей нашего региона.

Впрочем, и в рамках действующего федерального законодательства в Ленинградской области можно было бы принять региональный закон по передаче муниципальным образованиям части налога на прибыль организаций. Это позволит не только укрепить доходную базу муниципалитетов, но и повысить заинтересованность местных властей в привлечении инвесторов.

Прямым следствием этого станет увеличение доходной части бюджета, создание новых предприятий и рабочих мест, строительство жилья, развитие социальной сферы и, в целом, повышение качества жизни населения Ленинградской области.

Беседовал Дмитрий ХОЛОСТОВ